18.О5
17.О5
16.О5
15.О5
Где проходит граница между утилитарным изделием и художественным объектом? Можно ли говорить о закате ручного труда в эпоху активной цифровизации? Так ли сильно на ремесло влияют акселераторы?

В наше время дизайн всё чаще воспринимается как форма актуального искусства: дизайнерские объекты выходят за пределы утилитарного и становятся экспонатами выставок, объектами музейных коллекций и арт-рынка. На дискуссии поговорим о промышленной революции и её влиянии на ремесло, а также обсудим переход дизайна в сферу искусства, его коллекционировании и влиянии на ремесло.
Уильям Моррис (1834−1896) — признанный классик дизайна и пионер
модернизма в архитектуре, всеми силами приближавших ХХ век.
Или все-таки нет? Чего в Моррисе больше — тоски по прошлому (возможно, выдуманному) или предвидения будущего? Попробуем разобраться в том, насколько правы представители разных эстетических школ и направлений, пытающиеся присвоить наследие Морриса.

Лектор: Владислав Дегтярев — кандидат культурологии, доцент Санкт-Петербургской Академии художеств, специалист по английскому искусству XIX века.
Традиционное искусство становится почвой для новых школ дизайна, нового художественного образа. Каким видят будущее дизайнеры? Какую роль сыграют традиции и помогут ли в этом новые технологии? Обсудим самые яркие примеры преемственности традиций в современных экспериментах дизайнеров и художников.

Лектор: Ксения Бандорина — доцент, кандидат искусствоведения, член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, член Союза Художников.
Для высокой моды синтез традиционного и новаторского — это уже нечто естественное. Крестецкая строчка, пэчворк, аппликация, вышивка давно перестали быть декоративными приемами исключительно народного костюма. Для современной моды обращение к художественным традициям и ремеслам стало не только источником вдохновения, но и принципом создания трендов. Русские вышивальщицы, вологодские и елецкие кружевницы давно вписали свое имя в историю высокой моды. На лекции поговорим об истории и современности ремесел и рукоделия в индустрии моды от художественно-эстетического движения Arts&Crafts до высокой моды, от дома вышивки «Китмир» до коллекций Ульяны Сергеенко и Татьяны Парфеновой.

Лектор: Мария Яковлева — кандидат культурологии, историк моды, доцент кафедры искусствоведения СПбГИК.
Экофрендли, коммерция, творчество, культура или маркетинговый миф?

На лекции обсудим своеобразие этих творческих методов и работу дизайнера в контексте принципов апсайклинга и ресайклинга, стратегии современной студийной моды и имидже фешн-бренда, а ещё поговорим о «культурной» памяти прошлой жизни вещи.
Искусство — это не только про вдохновение, но и про экономику.
Оно становится частью бизнес-процессов, создаёт добавленную ценность и формирует уникальность продукта или бренда.

Взаимодействие предпринимателей, продюсеров и художников — основа креативной экономики. Это про синергию: бизнес получает уникальный язык коммуникации с аудиторией, художник — выход за рамки галерей.
Метавселенная и цифровые технологии меняют правила игры.
Виртуальные пространства, цифровые выставки — новые формы присутствия и заработка для художников, и новые каналы для бизнеса.


Лекторы: Юлия Колганова — креативный директор образовательных программ для предпринимателей СКОЛКОВО, эксперт программы «Культурный код».


Лидия Рой — руководитель Лаборатории креативных индустрий
Московская школа управления СКОЛКОВО.
В рамках лекции сосредоточимся на примерах очень разных и не банальных работ (скульптуры/керамика/граффити), которые мы адаптировали для своих коллекций в рамках направления Befree Co: create.

Лектор: Матвеева Ира — куратор направления Befree Co: Create.
Обзорная лекция про архивы андеграундной культуры, особенности их появления и о том, зачем их собирать музею.

Лектор: Дмитрий Козлов – историк культуры, кандидат исторических наук, старший преподаватель департамента филологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, хранитель архива музея современного искусства «Гараж» в Санкт-Петербурге. Специалист по неподцензурной советской литературе второй половины ХХ века и самиздату.
С кем сотрудничает Хохлома и Гжель? Как дизайнеры меняют образы традиционных ремесел и может ли нейросеть стать главным художником промысла? На лекции поговорим о трендах дизайна 2025/2026 на неожиданные коллаборации, новые имена и классические традиции.

Лектор: Ксения Бандорина – доцент, кандидат искусствоведения, член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, член Союза Художников.
«Личный музей: как коллекционировать прикладное искусство и дизайн»

Лекция Ксении Бандориной об основах личного коллекционирования

Сегодня коллекционирование становится главным трендом. Новое поколение коллекционеров диктуют свои правила отбора предметов в личный музей. Как будет развиваться этот феномен — от интеллектуальных собраний до коллекций эмоций? С чего начать коллекционировать? Почему так важна первая вещь в личном музее? Вместе с Ксенией Бандориной мы поговорим о том, как превратить хобби в знаточескую практику.
Лектор: Ксения Бандорина — доцент, кандидат искусствоведения, член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, член Союза Художников.
Что общего у микрогосударства на морской платформе, говорящей головы мертвого писателя и поезда с атомным двигателем? Все они стали героями дизайнерских проектов. На лекции поговорим о нескольких экспериментальных направлениях дизайна, существующих на стыке реальности и арт-визионерства. Какова предыстория этого подхода, есть ли у него перспективы, причем здесь система художественного образования — обсудим эти и другие вопросы. Также узнаем, может ли дизайн предвидеть будущее на 30 тысяч лет вперед.

Лектор: Попов Трофим — исследователь дизайна, преподаватель магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных исследованиях» Университета ИТМО.
Посмотрим, как современное искусство обращается к текстилю, тканям, вышивке и другим ремесленным техникам. Работа с ними становится полноценным художественным медиумом, от Анни Альберс и исследований Баухауса к эмансипаторным практикам возвращения женских ремесел художницами шестидесятых годов, которые сформировали язык современного искусства сегодня.

Параллельно мы проследим, как использование ремесленных техник превращается в самостоятельный нарратив глобального распределения труда и ресурсов и географических иерархий.

Лектор: Тыренко Анна — преподаватель современного искусства, исследователь перформанса, сотрудник Государственного Эрмитажа.